Занятия для развития мелкой моторики рук . Егоренкова С.А.

 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №155 Центрального района Санкт-Петербурга 

комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга                                   

Тел.: +7(812)271-70-18; 

          + 7(812)619-19-26;

          +7(812)274-84-97

Занятия для развития мелкой моторики рук . Егоренкова С.А.

 

Занятия и упражнения

для развития мелкой моторики рук


В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.


Мальчики - пальчики

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.


УТОЧКА

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет,

то вынырнет –

Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.


ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их


КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.


ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох – Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.


КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять – Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку Угости мурлыку- кошку, Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.


КАЧЕЛИ

Дети сели на качели, И качели вверх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.


ГУСАК

Долго кланялся гусак. Он поклоны класть мастак.


ЛИСА

Лиса по лесочку петляла, Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.


ВЕЕР

Если в знойный летний день Даже двигаться нам лень – Мы возьмем красивый веер, И подует легкий ветер...

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день.


ЗА ГРИБАМИ Мы положим в кузовок Самый маленький грибок: Подосиновик, волнушку И забавную свинушку Белый, рыжик, сыроежку, Подберезовик, конечно, А красавец мухомор Пусть украсит косогор!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.


БЕЛОЧКА

Сидит белочка в тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому...

(Народная песенка)

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.


КУРИЦА

Как по нашей улице Пробегала курица, Растеряла всех цыплят - Шустрых желтеньких ребят: Первый цыпленок Следит за лягушкой, Второй и третий - Возле кадушки. Бабочку ловят Четвертый и пятый. Эх, попадет вам От мамы, ребята!

Поочередно загибать пальцы, начиная мизинца.


ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!»

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.


ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики. На левой ручке – пальчики. Пришла пора им встретиться – Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.


ВОЛНА

Светит полная луна – За волной бежит волна, Ветер веет на просторе, И всю ночь волнует море Волн спокойных мерный шум Усыпляет праздный ум... Но так долго вредно спать – Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.


ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок Чтоб войти чужой не мог. Пустим только белочку, Ежика и зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» – ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.


ИГРА В ПРЯТКИ

Прячься, Петенька, Прячься, Анечка, Прячься, Зиночка, Прячься, Манечка! Не найдет вас Веселый мальчик, Хоть и самый Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.


МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой Крепко спал в берлоге. Весною он проснулся, Зевнул и потянулся: «– Здравствуй, рыжая лисичка, – Здравствуй, белочка-сестричка! – Здравствуй, серенький волчонок! – Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.


ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Здравствуй, Петенька! Здравствуй, Анечка! Здравствуй, Зиночка! Здравствуй, Манечка! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.


ЩЕЛЧОК

Один щелчок, Другой щелчок – Я так смогла, И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.


ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот, И в гости мышек он зовет. Показывает лапки, А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.


ЖУК

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


КОМАРИК

Комарик летит, Комарик пищит, Не нравится нам Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок – Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет, Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети, Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).


Ножки

Вот бегут босые ножки Прямо к речке по дорожке Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу. Дождик Дождик- дождик, Не дожди! Не дожди! Ты подожди! Выйди, выйди, солнышко – Золотое донышко. (Народная потешка) Барабанщики Твои пальчики-барабанщики Там-там-там Тук-тук-тук Раздаётся звонкий звук Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино. КОЗА Идет коза рогатая За малыми ребятами. – Кто кашу не ест? Молоко не пьет? Забодаю, забодаю... Бородатая коза Крутит серые глаза. Рогами качает – Сейчас забодает. (Народная потешка) Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперед. Зайчик Зайка серый, что дрожишь? От лисы ты убежишь. Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. УЛИТКА Выставив крутые рожки, Ползет улитка по дорожке. Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками». КОЛЬЦО Выйди, Оля, на крылечко Подарю тебе Колечко. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны. Складываем пальчики - Получились зайчики Ещё раз сложили - Колечко получили. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: 1) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; 2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Солнышко Солнышко в глазки Светит ребяткам Мы поиграем С солнышком в прятки Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их. СТУЛ Без молотка, И без гвоздей, Стул смастерим мы Для гостей! Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»-«два». ФЛАЖОК Сложи-ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем. Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу. ДОМ Мы построим новый дом Дружно в доме заживём В нашем домике- окошко Загляни туда Антошка. Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. ФОНАРИК – ШАРИК Взяли в руки мы фонарик, А потом – воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, Запускаем в небо шарик. Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность. МИЗИНЧИК Наш мизинчик Утром встал, Безымянного поднял. Средний пальчик потянулся, Указательный проснулся. Должен и большой вставать, – Братьев в садик провожать. Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга. ПАЛЬЧИКИ Сел на диванчик Маленький мальчик. Сел рядом с ним Безымянный пальчик. Средний сел и указательный, А большой следит внимательно. – Пальчик-мальчик, Где ты был? – С этим братцем – В лес ходил. С этим братцем – Щи варил. С этим братцем – Кашу ел. С этим братцем – Песни пел! (Народная песенка) Поочередно сгибать и разгибать пальцы, начиная с мизинца. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. УТРО Светит солнышко в окошко Под окошком дремлет кошка. Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики». Деревья Появились мы из почки Поутру дрожат листочки. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы пион Распускается бутон – Превращается в пион. Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок». БАБОЧКА Бабочка-капустница Над цветком летала, Весело порхала – Пыльцу собирала. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. ПТЕНЧИКИ Приносила пташка Птенчикам букашек. Птенчики ждали – Рты разевали, Громко кричали. Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. ПО БРЕВНЫШКУ По бревну, по бревнышку Проползла букашечка, Пролетела бабочка, Пропорхала пташечка. (Народная потешка) Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя перемещение букашки. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки и пташечки. Дом Мы с тобою красим дом Дружно в нём мы заживём Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. Цветы Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, Пять волшебных лепесточков. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. Птичка На ладонь посадим птичку, Кормим милую синичку. Птичка зернышки клюет, Деткам песенку поет: «Тень, тень, потетень, Я летаю целый день». Ждёт синичку пять птенцов — Голосистых молодцов. Детки в гнездышке сидят И, конечно, есть хотят. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки. Лодочка Мила в лодочке плывет, Песни весело поет. Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо. ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР Дали мы Антошке Веселую гармошку. Взял наш Петя барабан, Коле нравится баян. На трубе дудит Егор – Веселится весь наш двор! Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. СЧИТАЛОЧКА Гусь гнездо свое чинил, Гусь считалку сочинил, И гогочет, и гогочет: Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь) Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные – в кулачок. ГУСЬ Ты сердитый белый гусь, Но тебя я не боюсь! Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом». ЧЕРЕПАХА Черепашка в пруд ползет – Домик на спине везет. Ты быстрей, быстрей ползи! Домик весело вези! Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем. БРАТЦЫ Ходили по два братца К морю прогуляться. Ну а старший не гулял, Он за столик всех сажал, Вкусной кашей угощал. Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. ВЯЖЕМ ШАРФИК То крючок, то петелька, Вяжем шарфик Петеньке. Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими. КРЕСТИКИ – НОЛИКИ Крестики и нолики – У ребят на столике. А попробуйте, друзья, Девочки и мальчики, Крестики и нолики Складывать из пальчиков! Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: 1) крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше; 2) нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем. КРУЖОК Постарайся-ка, дружок, Сложить пальчики в кружок! Раз – кружок, два – кружок, Теперь три, четыре, пять – Начинаем все опять. А вот эти пальчики – Два драчливых мальчика. Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным пальцами и с мизинцем. КУЛАЧОК Сжали ручку в кулачок, Положили на бочок: Чок– чок, кулачок, Чок– чок, на бочок! Руки положить на стол: – ладони прижать к столу; – одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»); – разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»); Для усложнения увеличить темп движения. ЕЖИК Шел по лесу Хмурый ежик. Не жалел Коротких ножек. Нес детишкам Он грибочки. Растерял их Возле кочки. Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки. ПАЛЬЧИКИ Встают послушно пальчики, Воспитанные мальчики. Стоят – не шелохнутся, Зови – не отзовутся. Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении. БУСИНКИ Рассыпались у Люсеньки Все маленькие бусинки. Их соберем в коробочку, Наденем на веревочку. «Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку. РЫБКИ Рыбки пляшут в синем море – Хорошо им на просторе. Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз. Солнечные зайчики Задрожали пальчики, Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики, И трепещут пальчики. Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами. Ватрушки Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока. Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Начиная со слов: «Только нет у нас пока...» – поочередно сгибать пальцы, начиная с большого. Рубим дрова Чтобы печку истопить, Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки — Пусть тепло будет детишкам. Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Козлятки Веселятся на площадке Тонконогие козлятки. На травке кувыркаются, Прыгают, бодаются. Мама-козочка строга, Оттаскала б за рога, Но нет пока что рожек У деток – тонконожек. Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама-козочка строга...» – поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки». Весёлые пальчики Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, А этот пальчик все съел, Оттого и растолстел. (Народная потешка) Поочередно сгибать пальцы правой, а тем левой руки, начиная с мизинца. Гномики Маленькие гномики Ловко строят домики. Чтоб гостей им пригласить, Надо столик смастерить. Чтоб гостей им посадить, Надо стульчик смастерить.

  1. Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
  2. Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.
  3. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два». Лягушки Две зеленые лягушки Скачут к пруду по опушке. Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз. Мышка Дети пили молоко, Ели с медом пышку И не знали, что под стол Забралась к ним мышка. Нет в стакане молока, На тарелке – пышки, Ну а крошки на столе Доедает мышка. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола. В цирке На арене цирка – вышка, А на вышке – две мартышки. И они взлетают ловко, Вверх под купол – На веревке. Вниз скользят Как акробаты, Очень ловкие ребята! Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз. Киска Как проснется Наша киска, Суп не станет Есть из миски, А зарядку потихоньку Будет делать Кошка Пронька. То прогнет, То выгнет спинку. Ножку вытянет вперед. За ушком себя почешет, Помурлычет и зевнет. Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки. Колёса Стучат колеса: Тук-тук-тук, И под веселый Этот стук, Мы едем К бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог. Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино. Танюша У нашей Танюшки Живые игрушки: Котенок – миленок, Щенок – лопоушка, И мышка смешная По кличке Норушка. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно раз гибать их, начиная с большого. Гладит Танюшка Щенка-лопоушку, Щекочет миленка За ушком. А мышка-норушка, Грустит за подушкой. Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Не видит хозяйка, Что мышка Норушка Давно уж доела ватрушку. И ждет, когда крошки от пышки Достанутся маленькой мышке. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.


 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 31.03.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения