Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
-
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
-
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
-
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
-
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Рекомендации к проведению упражнений.
-
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
-
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
-
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
-
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
-
В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
-
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Упражнения для мимической мускулатуры.
-
«Толстячки» - надуть щеки. «Худышка» - втянуть щеки.
-
«Кислый лимон» - наморщить нос.
-
«Удивиться» - поднять брови.
-
«Нахмуриться» - соединить брови у переносицы.
-
«Сладкое яблоко» - улыбнуться.
-
«Поиграем щечками» - попеременно надувать левую, правую щеки; попеременно втягивать щеки.
Упражнения для губ и языка.
7.«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
8.«Заборчик» - верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
9«Кролик» - зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
10«Улыбка – трубочка» - удержать губы в улыбке, зубы не видны; вытянуть губы вперед длинной трубочкой. Для удержания позы можно произносить звук «у…».
11«Зубастый тигр – хобот у слона», «Бублик», «Рупор» - рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены, губы в улыбке; губы округлены и чуть вытянуты вперёд, верхние и нижние резцы видны.
12«Птенчики» - рот открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
13«Язычок загорает», «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе 4-5 секунд. Для удержания позы можно произносить слог «пя - пя».
14«Иголочка», «Стрелочка», «Жало» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.
15 «Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
16 «Твердый орех», «Футбол», «Спрячь конфетку» - рот закрыт, кончик языка упирается в левую, правую щеки попеременно.
17«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком; цокать сначала медленно и сильно оттягивая подъязычную связку, затем быстрее. «Тпру – приехали!» - вибрация губами.
18«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
19«Оближем губки» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю, нижнюю губу по кругу.
20«Почистим зубки» - круговым движением широкого языка провести между губами и зубами.
21«Часики», «Маятник» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.
22«Качели» - рот открыт, кончиком языка тянуться к верхним, нижним зубам попеременно.
23«Прятки» - рот открыт, кончик языка на верхних зубах, за верхними зубами.
24«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
25«Грибок», «Гармошка» - из положения «лошадка» присосать язык к нёбу, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, тянуть подъязычную связку.
26«Горка», «Киска сердится» - рот открыт, широкий язык упирается в корни нижних зубов, спинка поднята вверх.
27«Трубочка» - рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
28«Щенок лакает молоко» - рот открыт, широким языком делать лакательные движения по верхней губе.
29«Чашечка» - рот открыт, передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
30«Чашечка с носиком» - из положения «чашечка» кончик языка ложится на два передних резца и прячется.
31«Пулемёт» - в положении «чашечка» кончиком языка произносится звук «д – д – д»
32 «Катушка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.