Воспитание правильного звукопроизношения (по индивидуальным планам)
По средам с 15.00 до 17.00 для родителей проводятся консультации по закреплению речевых навыков.
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.
Звуки [а, о, у, и] и буквы: А, О, У, И. Анализ и синтез звукосочетаний, слогов и слов. Подбор слов с заданными звукоми. Печатание и чтение букв, слогов, слов с изученными буквами.
Лексика. Грамматика. Семантика
Родителям рекомендуется:
— обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде (стало холодно, дует ветер, идёт дождь), сравнить погоду летом и осенью;
— во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;
— научить различать их;
— показать плоды этих деревьев;
— обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;
— найти в природе листья деревьев разного цвета;
— научить ребенка видеть в природе красивое, поговорить об этом.
Ввести в активный словарь
существительные: лист, листопад, осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, сентябрь, октябрь, ноябрь, растение, дерево, ствол, ветка, корень, куст, трава, берёза, рябина, дуб, клён, ель, осина, сосна;
прилагательные: жёлтый- золотой, зелёный- изумрудный, красный- багряный- алый, сухой, золотая, поздняя, ранняя, сырая, печальная, грустная, унылая, пасмурная, холодная, зябкий, промозглый;
глаголы: идти, стучать, моросить, падать, капать, опадать, засыпать, готовиться, собирать, запасать, устилать, мокнуть, гнить, замерзать, увядать;
предлоги: в, на, под.
1. Ответить на вопрос:
«Чем отличается дерево от кустарника?» (взрослый записывает объяснение ребенка в тетрадь)
2. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных прилагательных):
лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины — ..., лист липы — лист рябины — ..., лист ясеня -- … .(взрослый записывает ответ ребенка в тетрадь)
3. Подобрать родственные слова:
лист — листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад;
осень - ..., ветер - ..., дождь-.... .
4. Подобрать действия к предмету:
листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают;
дожди - ..., лужи-.... .
5. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.
Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. ... корзиной лежал красивый маленький лист клена.
(взрослый записывает ответ ребенка в тетрадь)
6. Во время прогулки найти листья разных деревьев, определить, с какого они дерева, найти одинаковые листья (по цвету, по форме).
7. Пересчет деревьев, листьев (согласование числительных с существительными): один берёзовый листок, два берёзовых листка ... пять берёзовых листков; дуб, осина, рябина, кленовый листок.
(взрослый записывает ответ ребенка в тетрадь)
8. Составить и нарисовать в тетради звуковую схему слова "Осень".
Связная речь.
1.Отгадать загадку (выучить по выбору).
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь).
2. Выучить стихотворение.
Листопад
Опавший листвы разговор еле слышен:
«Мы с кленов, мы с яблонь, мы с вязов, мы с вишен,
С осины, с черемухи, с дуба, с березы...»
Везде листопад — на пороге морозы!
3. Объяснить ребенку значение слова листопад.
Мелкая моторика. (В тетради)
Обвести по контуру предварительно засушенные листья деревьев и раскрасить их цветными карандашами.