Пальчиковые игры как средство развитие речи у детей раннего возраста. Иванова К.И.

 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №155 Центрального района Санкт-Петербурга 

комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга                                   

Тел.: +7(812)271-70-18; 

          + 7(812)619-19-26;

          +7(812)274-84-97

Пальчиковые игры как средство развитие речи у детей раннего возраста. Иванова К.И.

 

Игра - главный вид деятельности в дошкольном возрасте, является средством всестороннего развития. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.


Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.


Главная цель пальчиковых игр — улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.


Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад». Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.


В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.


Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.


Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.


Основные принципы проведения пальчиковых игр:

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.


- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

- Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

- Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


Этапы разучивания игр:


  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.


Найти стихотворения для пальчиковых игр сейчас легко можно в интернете. Ниже привожу игры, которые я наиболее часто использую в своей практике.


«Цветки».

Проговаривая стишок, на каждую строчку (по смыслу) : раскрыть пальцы-лепестки, слегка подуть на них, пошевелить пальцами; собрать пальцы-лепестки в «бутон», покачать им из стороны в сторону.

Золотистые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Золотистые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.


«Человечек».

Указательный и средний пальцы, потом средний и безымянный, безымянняй и мизинец бегают по столу.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бегали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.


«Орешки».

Указательным пальцем правой руки загибать по очереди пальцы левой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке косолапому, заиньке усатому.


«Утро».

Утро красное придет, (Поднять вверх левый кулак.)

Солнце красное взойдет. (Разжать пальцы левой руки.)

Будут пальчики вставать, (Разжать пальцы правой руки.)

Будут пальчики играть. (Пошевелить пальцами правой руки.)


«Сон».

На каждую строчку стишка загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул.

Этот пальчик уж уснул.

Этот – крепко-крепко спит.


«Грибы».

1, 2, 3, 4, 5 – (На каждый счет загибать из кулака по пальцу.)

Вышли пальчики гулять. (Подвигать всеми пальцами.)

Этот пальчик гриб сорвал, (Загнуть большой палец.)

Этот пальчик чистить стал, (Загнуть указательный палец.)

Этот – резал, (Загнуть средний палец.)

Этот – ел, (Загнуть безымянный палец.)

Ну а этот – лишь смотрел. (Мизинец не загибать.)


«Пчела».

Вращать указательным пальцем правой, потом левой руки по часовой и против часовой стрелки, произнося "ж-ж-ж"

Пчелки гудят,

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут.


«Братья».

Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак – поговариваем первую строчку стишка. Дальше на каждую строчку разгибаем по одному пальцу, начиная с указательного.

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Песни пел, песни пел

От того и потолстел.


«Ладошка».

Раз – ладошка, (Ладошка на столе.)

Два – ладошка, (Поставить на ребро.)

Кулачок. (Сжать в кулачок.)


«Семья».

Поочередно загибать пальцы. Большой палец ("Я") оставить поднятым, на последние строчки наклонять кулак вправо-влево.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся семья.


«Повстречались».

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу! »,

Два щенка: «Ав-ав! »,

Два жеребенка: «Иго-го! »,

Два тигренка: «Р-р-р! »,

Два быка: «Му-у-у! ».

Смотри какие рога.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 31.03.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения