Откуда же она появилась, эта мудрая традиция – возраст непослушания? А вот откуда. Люди всегда знали, что в каждом человеке живет некоторый, что ли, бесенок, разбойник и хулиган. И если смолоду не дать ему отхулиганить, то во взрослом человеке он может проявить себя в какой-нибудь самый неподходящий момент. Кроме того, возраст непослушания нужен для того, чтобы ослабить первые возрастные кризисы.
Чаще всего после трех лет ребенок ненадолго становится совершенно неузнаваемым. В ответ на простую просьбу вы получаете целое представление, незапланированный спектакль в театре одного маленького актера.
Что это – болезнь? Отвратительный характер, доставшийся в наследство от бабушки мужа? Вряд ли. Развлечение? Попытки проверить взрослых «на излом», тест на чувство юмора и терпение? Уже ближе. Кризис развития? Правильно, именно возрастной кризис, вернее, один из первых: будут и ещё.
Ваш малыш растет и осознает себя, свое «Я», воспринимает себя уже отдельно от окружающих. Начинает понимать, что может что-то сделать сам и насколько это здорово. Ведь до сих пор он сам не выбирал, за него выбирали вы – его родители. И вот, ощутив свою способность выбирать, что-то принимать, а что-то-нет, ребенок начинает экспериментировать. Он хочет почувствовать некие люфты, зазоры между «надо» и «хочется», «можно» и «нельзя ». У малыша еще нет наших взрослых знаний о мире и его опасностях, об обществе и его ограничениях. Он еще только начинает их приобретать. Сталкиваясь с реакцией взрослых на собственные действия. Речь идет не только о физическом восприятии. Мир эмоций и чувств также открывается перед малышом в это время, и надолго, порой на всю жизнь, определенные внутренние переживания связываются с конкретными реакциями родителей.
Для того, чтобы осознанно слушаться и говорить «да», взрослеющее существо должно насладиться возможностью непослушания и попробовать на вкус слово «нет».
Поэтому важно понять, что «провокации» трехлетнего ребенка – это не злостное асоциальное поведение, а естественное проявление нормального развития ребенка.
Другое дело – как обходиться в быту с этими проявлениями?
-
Прежде всего не впадать в панику.
-
Не поддаваться на «провокации» ребенка. Дать ему время и себе,выждать.
-
Не пытаться настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить этот эпизод непослушания.
-
Перевести по возможности острую ситуацию в игровую. Например, начать вести себя парадоксально: вместо ложки дать ему вилку, вместо носка-майку, вместо книжки – мячик и т.д.
-
Попробовать вести себя с ребенком по принципу «наоборот», побуждать его к тому или иному действию «от противного». Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: «Только не ешь ни в коем случае!».
Но не принимайте этого последнего совета за абсолютное руководство к действию. Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем – это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.)
Период непослушания – закономерный и необходимый этап развития личности. Именно в это время у детей начинает формироваться воля. Они уже не нуждаются в ежесекундной опеке взрослых, их физическое и умственное развитие. Овладение речью дают им новую степень свободы. Поэтому, чтобы не наломать дров, следует гармонично сочетать дисциплину и любовь.