Культурно - гигиенические навыки у детей 3 - 4 лет

 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №155 Центрального района Санкт-Петербурга 

комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга                                   

Тел.: +7(812)271-70-18; 

          + 7(812)619-19-26;

          +7(812)274-84-97

Культурно - гигиенические навыки у детей 3 - 4 лет

 

 

  Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.           

 

Для  ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка.

   Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, мочалка для тела.

 

      Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

- умываться до и после ночного сна, а также после каждого загрязнения;

- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

- мыться с мылом и мочалкой;

- полоскать рот после приема пищи; 

- пользоваться зубной щеткой утром и вечером;

- ухаживать за ногтями (с двух с половиной лет);

- не брать пищу грязными руками.

 

      Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра. Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

  

     Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа; - положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.              Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей:

- размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка;

- полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его;

- стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными;

- расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.      

 

     Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).       Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

 

Умываемся правильно:

- Завернуть рукава одежды ребенка.

- Проверить температуру воды.

- Намылить ладони ребенка до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.

 

 

- Смыть мыло под струей воды, побуждая ребенка к самостоятельным действиям.

- Вымыть лицо, называя каждую его часть.

- Развивать умение сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

- Еще раз обмыть водой руки ребенка.

- Закрыть воду.

 

 

- Снять полотенце, привлекая малыша к участию  в этом.

- Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

- Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

 

       При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")  К 4 годам, придерживаясь последовательности действий, взрослый побуждает ребенка к посильной самостоятельности. Очень важно научить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо рук  и. Его возросшая активность требует частого мытья рук.

 

Пользуемся полотенцем правильно:

- Снять полотенце с крючка.

- Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним. 

- Вытереть вторую руку.    

  

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

 

 

Затем прочитать потешку «Зайка серый умывается»
Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, Вымыл ротик,

Вымыл ухо, Вытер сухо.


      Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

 



 

 

 Пользуемся носовым платком правильно:

 

- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

 - Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.  

- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто  и т. п.

- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

- Обращать внимание на чистоту носового платка.

 

Пользуемся расческой правильно:

- Знать свою расческу и место, где она лежит.

- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

- Формировать умение спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).  

- Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").  

- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно - отобразительной игре.  Исключить возможность пользования чужой расческой.

 

Пользуемся зеркалом правильно:

- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).

 

 

- Формировать умение спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

- Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения