Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Тема «Космос» поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.
Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.
Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!
Предлагаем Вам несколько тем для совместного взаимодействия с ребенком.
· «Что такое космос». Расскажите детям о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос.
· «Голубая планета - Земля». Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, обратите внимание детей, как прекрасна наша Земля из космоса
· «Луна - спутник Земли» Выяснить представления детей о Луне, месяце. Рассмотрите вместе с ними на фотографиях с Луны, как выглядит лунная поверхность, атмосфера.
· «Семья планет» Расскажите о планетах солнечной системы.
· «Солнце - источник жизни на Земле». Уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит, какое значение оказывает на нашу планету.
Это может быть беседа, просмотр, обсуждение мультфильма, чтение книг и детских энциклопедий по теме, рассматривание иллюстраций.
Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.
Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.
Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Сейчас для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?»,
несложно найти любую интересующую Вас информацию. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты. Так же мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе:
Е.П.Лeвитaн. «Звeздныe cкaзки. Моя первая книжка по астрономии», «Cкaзoчныe пpиключeния мaлeнькoгo acтpoнoмa»
Я. К. Голованов .«Дорога на космодром»,
В. Кащенко. «Созвездие драконов»,
П. О. Клушанцев . «О чём рассказал телескоп»,
Н.Носов .«Незнайка на луне»
А.Гиваргязов .«Космонавты»
Ю.Усачеев.«Тяпа,Борька и ракета»
стихотворения ,загадки о космосе
Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда, квазар, пульсар, галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими.
Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.
Рассказывая детям о космосе не забудьте рассказать о том, как человек мечтал научиться летать. Почему 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.
В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле» Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.
В режиме самоизоляции рекомендуем:
1. Просматривать и обсуждать информацию из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях.
2. Привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («летательные аппараты», «звёзды и планеты», «космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного бросового материала;
3. Понаблюдать за разными фазами луны (новолуние, узкий серп (месяц), половина луны, полнолуние);
4. Придумывать вместе с ребенком истории на космическую тематику («Моя звездная история»; «Мы летим в космос…» и т.д.)
Играем с ребенком дома:
Игра «Почему бывают день и ночь»
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара).
Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).
Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?
Не забывайте про режим дня, физические упражнения, правильное питание и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.